Crazy professor

Лекции в виде презентаций

Очень правильная запись у моего френда [info]sibirets навеяла мне мысли о том, что я и сам собирался об этом кое-что написать. Сейчас ведь так модно читать лекции с проектором. Последний, можно сказать, писк. Кто-то готовит качественные презентации, кто-то простенькие, а кто-то листает вордовские документы. Мне это всё в равной степени непонятно. Хотя, разумеется, удобства для лектора здесь очевидны - не надо ничего писать, рисовать и т.п. Просто рассказываешь. В прошлом году мне предложили почитать лекции в таком варианте. Ощущения весьма странные. В первую очередь, что занимаешься какой-то профанацией. Для того, чтобы правильно читать такие лекции нужно, по-видимому, нечто другое. Я вообще не уверен, что это возможно. В первую очередь нет места для свободы изложения - шел ты с утра на лекцию (или прямо на лекции) и решил изложить что-то по-другому или осветить какой-то дополнительный вопрос. Хрен. Даже на вопрос слушателей грамотный и развернутый ответ не дашь. Если, конечно, аудитория не оборудована классической доской, которой можно пользоваться в любое время без поднятия экрана, включения света и тому подобной ерунды. Как правильно заметил [info]sibirets в своей записи,
Внимание аудитории концентрируется на последней строчке, буквально на кончике мела.
В этом смысле презентации создают определенные трудности. В любом случае в этом году лекции в виде презентаций я уже не читаю - хотя и есть в этом определенное удобство, но методическую часть это убивает напрочь.

Еще один вариант - подготовка раздаточного материала. Мои студенты закинули такое предложение. Вот тут не знаю. С этим можно ведь по-разному обращаться - можно раздать материал и все объяснять на доске, чтобы люди не писали, а думали. Но как же зрительно-моторная память? Кроме того, такой вариант подойдет именно для тех, кто пришел чему-то научиться, а не для тех, кто приходит "отсидеть пару". Для последних это усугубит ситуацию.
Я обычно пользуюсь презентацией и доской одновременно. У презентации своих плюсов хватает: можно красивую картинку показать, а то и простенькое видео; можно открутить назад и показать лишний раз что-то, на что сейчас ссылаешься; ну и в конце концов просто аккуратнее выглядит.
А что касается концентрации внимания на последней строчке - никто не мешает сделать так, чтобы в презентации строчки появлялись по одной по мере необходимости.
Я обычно пользуюсь презентацией и доской одновременно. У презентации своих плюсов хватает: можно красивую картинку показать, а то и простенькое видео; можно открутить назад и показать лишний раз что-то, на что сейчас ссылаешься; ну и в конце концов просто аккуратнее выглядит.
Плюсы проектора становятся плюсами только в том случае, если это вспомогательное средство - лекция читается на доске, а проектор подключается в случае, если картинка сложная или видео какое-то, действительно. К примеру, хорошо показывать физические эксперименты записанные на видео на лекциях по общей физике - дешево и сердито; можно много опытов продемонстрировать и уж точно будешь уверен, что опыт получится. Но если презентации - основное средство, а доска - вспомогательное (или отсутствующее), то картина становится совершенно иной. Впрочем, не знаю - тут зависит от того, какой предмет читаешь. Если математику или теорфизику, то вообще неуместно это как-то. Я много думаю, что иногда на лекции не хватает демонстрации какого-то эффекта - вот бы видео показать, или фотографию хотя бы. Если бы был проектор рядом, то показал бы. А перебираться в проекторную аудиторию, чтобы всё читать на проекторе - ни за что. Это слишком большая потеря.
А что касается концентрации внимания на последней строчке - никто не мешает сделать так, чтобы в презентации строчки появлялись по одной по мере необходимости.
Да так наверняка все и делают. Только от ощущения профанации это не спасает.
Да, тут все зависит от предмета, а так в целом я согласен с комментатором выше. Один дядька у меня вообще забавно читал, у него были лекции на прозрачных бумажках и он пользовался проектором, который "на просвет". Периодически он поднимал экран и проецировал прямо на доску, это позволяло мелом подчеркивать и обводить слова итд. Но, в целом, скучно было, хотя предмет был типа программирования и там вообще сложно сделать интересные лекции.

В общем, как и с любым инструменом, надо просто грамотно пользоваться, и тогда никакой профанации нету. В хорошо сделанную лекцию-презентацию можно день работы вложить. А вот когда ворд-файлики листают, то это да, лень чистой воды и скука.
Да я, бывало, и несколько дней вкладывал. У меня презентации со всякими фенечками были. Но не в этом дело.
Пока проектор использовать в лекциях отказывался... Считаю, что возможность его использование существенно зависит от подготовки слушателей. Когда выступаешь на конференции он помогает в минимальный объем времени вместить огромное количество информации, но лекция -- не доклад! Правильно написал насчет профанации, именно то самое чувство, к сожалению некоторым преподавателям это и нужно... и занятие прошло и голову не морочишь, проектор отделяет их от аудитории. Использовать проектор совсем без доски на лекции категорически нельзя. И конечно раздаточный материал это супер... но кто его будет делать (физически, распечатывать на поток и на все лекции)? Это обходится в копеечку для нашего бедного студента... Скорее всего в будущем лекция превратиться в некую презентацию материала... а пока я не представляю занятия без мела, это полная свобода изложения и общения со студентами, особенно в группах до 30-50 человек, это как захватывающий спектакль с полным контролем и ощущением присутствия.