Arthur Seldom

О (не)уважении студентов к преподавателям и реформе образования

Мысль написать эту заметку у меня возникла, когда я случайно наткнулся в интернете на отзыв анонимного студента об одном преподавателе некоторого физического вуза. Фамилию называть не буду. Там было написано примерно следующее - дескать, мужик такой-сикой, но больше всего бесит то, что он - пустое место, а ведет себя как Наполеон. При этом по базе scopus у этого "наполеона" индекс Хирша 38 (лишь с 1996 г.). По обычным меркам это очень крупный физик. Остается вопрос - по каким критериям было оценено то, что он "пустое место"? Это ведь очень неприятно, когда вот такое быдло что-то там вякает и смеет оценивать. Как мы дошли-то до такой жизни, что у нас основная масса студентов - быдло, которому только можно доверить навоз убирать? А оно ведь вякает. Через десяток лет оно ведь и дорвется до чего-то. И потом будет говорить с депутатской или правительственной трибуны (что уже, вообще говоря, вовсю происходит), что такие люди науки, которые на самом-то деле кое-чего добились и которых уважает мировое научное сообщество - пустое место. Такому быдлу нельзя давать образования, это социальное преступление - они должны сидеть в дерьме по самые уши и не высовываться. Нужна серьезная система фильтрации, которая будет удерживать таких людей в дерьме.

И вообще замечу, что уважение в студенческой среде к преподавателям отсутствует как факт. То, что большинство народу не знает, как преподавателя зовут, это уже в порядке вещей. Но больше всего добивает тот факт, что студенты вообще не понимают, что означает "кандидат наук", "доктор наук", "доцент", "профессор". Они не знают, что такое аспирантура (и уж тем более о слове "докторантура" вообще слышали единицы). От выпускников можно часто слышать "А что? Пойду в аспирантуру. Наверное прикольно быть каким-нибудь доктором". Виной, конечно, массовая деградация населения как в интеллектуальном, так и в культурном плане.

Сейчас ситуация явно назрела для очень простой реформы - закрыть 70-80% вузов, финансирование высшего образования оставить на прежнем уровне. Тогда резко появятся и деньги на зарплату и на оборудование. И конкурс будет хороший, и взяток меньше будет. И даже если я в результате такой реформы тоже подпаду под сокращение, то ради такого я возражать не буду. Пусть высшее образование будет привилегией, а не естественной необходимостью для того, чтобы устроиться торговать в салон мобильной связи.
Вы мало знаете ученых, которые нулевые или отрицательные преподаватели? Я - достаточно. (Упоминание хирша в данном контексте забавно)

Ой, эта российская привычка взывать к знаниям при отсутствии прочих аргументов... Студенты, если хорошие, должны быть неуважительны, я была, например. Авторитетов для меня нет до сих пор.
Это неправильно. Уважение - это естественно. С хорошестью студента это (к счастью) никак не коррелирует. А авторитеты - это совсем другое. Есть просто элементарная культура. Так вот это об этом.

p.s. На самом деле преподаватель-то этот хороший. Другие его очень хвалят. Просто, видимо, кому-то зачет не поставил. Я этого не стал упоминать просто потому, что к делу это не относится.
Увы, индекс Хирша не помогает учёному быть хорошим преподавателем. Я уверен, поставь моего шефа (с примерно таким же, к слову, индеском Хирша) читать вместо одного аспирантского курса пару детских, так никто ни хрена не поймёт и будет говорить, что шеф - ни черта не соображает (раз объяснить не может).

А неуваженительное отношение - оно от недостатка воспитания. Что поделать... Недопороли родители в детстве, недобили линейкой учителя в школе.
очепятка *неуважительное*... смешно вышло :)
Это ты всё серьёзно? Это ж бред полнейший. Ну во-первых, еже ли некий некомпетентный человек оценивает что-то неправильно (ну в силу ущербности своих познаний да способностей), то какое до этого дело? Ну сказанул он глупость - кто слушать будет? Между тем зачисление аж большинства студентов в быдло грозит нехорошими последствиями. Если относиться к студентам, как к быдлу, то кто "не быдло"? Как "быдло" отделить от "не быдла"? Наконец, "Нужна серьезная система фильтрации, которая будет удерживать таких людей в дерьме."- это вообще призыв к социальной сегрегации. Оно уже было и многократно. Кончалось везде одинаково: внезапно(тм) оказывалось, что "не быдло" во-первых крайне мало для затыкания всех дыр в государстве. а во-вторых, "не быдло" в силу априорных преимуществ над массой "быдла" погрязло в лени и безделии и ни на что не способно. Это уже проходили и в Римской Империи и в Российском Империи и во Франции в 18 веке было. Ничто не ново под луной.

>И вообще замечу, что уважение в студенческой среде к преподавателям отсутствует как факт.

Гм. Необычно сетование на это слышать от человека, который сам большинство наших преподавателей не высоко оценивал.

>То, что большинство народу не знает, как преподавателя зовут, это уже в порядке вещей.

Тут могут быть разные причины. Например, плохая память. Я вот умудрялся забывать периодически имя и отчество моей учительницы по литературе, которую очень уважал и уважаю и которая вела у нас уроки в разы чаще, чем любой преподаватель.

>Сейчас ситуация явно назрела для очень простой реформы - закрыть 70-80% вузов, финансирование высшего образования оставить на прежнем уровне. Тогда резко появятся и деньги на зарплату и на оборудование.

У нас давно не с деньгами главная проблема. Уж про оборудование глупо жаловаться. Что воруют расходуют деньги чёрт знает как-это другой вопрос. Но проблема-то не в этом, а в отсутствии связи преподавания с реальностью: что с производством, что с наукой. Нет ни того ни другого. И заниматься что наукой, что переделкой курсов под реальные нужды тех же КБ нафиг никому не сдалось.

>И конкурс будет хороший, и взяток меньше будет.

Взяток в твоём варианте будет больше. Потому что спрос на корочки-то останется. Корочек меньше станет.
Ты, конечно, прав. Пост был немного эмоциональным, но с другой стороны, если на мнение быдла внимания не обращать, а ты фактически на быдло работаешь, то на кого обращать-то? Скоро ведь никого больше не останется при таким темпах штамповки оного.
>Гм. Необычно сетование на это слышать от человека, который сам большинство наших преподавателей не высоко оценивал.
Может потому, что у них индекс Хирша был 0? :) Увы, не могу я уважать преподавателя, каким бы он ни был, если он нулевой ученый. Но зато я знал как их зовут. То есть культурный минимум был выполнен.
>Тут могут быть разные причины. Например, плохая память.
Ну ты же понимаешь, что я имею в виду не плохую память, а то, что просто и не пытаются узнать этот факт.
>...переделкой курсов под реальные нужды тех же КБ нафиг никому не сдалось.
Переделка курсов под реальные КБ вообще убьет нафиг наши вузы, потому что уровень КБ уже давно упал гораздо ниже уровня ВУЗов.
>Взяток в твоём варианте будет больше. Потому что спрос на корочки-то останется. Корочек меньше станет.
Зарплата будет намного выше. Следовательно, и требуемая взятка тоже. Так что статистически число взяток должно быть меньше.
Вы абсолютно правы, к сожалению. :( Сейчас пошла ужасная молодежь. Она эгоистична, бескомпромиссна и не желает считаться с чужим мнением.
Но, думаю, фильтрация, не самая лучшая идея. Право, лучше давать таким студентам возможность доучиться и самим интегрироваться в систему образования. Ведь они как никто другой могут распознать новых дефектных студентов и их слабости. Как говорится, рыбак рыбака...
Уф! Хоть один человек согласился :)

Рыбак-то, конечно, рыбака. Но с чего они будут внедряться, если они этот труд не уважают? Они, очевидно, настроены на банки и правительство. А потом будут орать с трибун, что, дескать, "доцент, профессор не имеющий своего бизнеса - отстой" а-ля Чубайс. Просто потом это массово начнется. Типа, а чо вы тут в науке делаете? Чо вы продаете? Ога, и много продали? Сколько чистой прибыли? Ога, мало. Зокрываем, вы пустое место.
Чем существенно отличаются наши вузы от тамошних.
Есть у меня знакомые учащиеся в ФРанции и Германии.
Так вот, на первой лекции каждый преподаватель рассказывает о себе, о своих основных статьях о докторской, чем занимается и так далее. Так сказать завоевывает уважение.
Из всех моих преподавателей такое сделали лишь человек 6-7 и всех помню поименно.
Вот например, за что уважать человека который свою диссертацию не писал, и защитил он по сути за банкетным столом? (а был такой перец).
Чтобы уважали тебя нужно хотя бы элементарно представиться.
Да, я согласен есть "нигилисты", и их с каждым годом все прибавляется. Но не вина ли самих преподавателей, что они не уважают других?
А кому это интересно слушать? Преподаватель должен лекцию читать, а не о себе рассказывать. Я вот предпочитал преподавателей, которые даже свою степень не называют, особенно, когда она у них весомая.

И не надо путать нигилизм и идиотизм. Это разные вещи.
Ой не нравится мне Ваша позиция.

Во-первых, если это написал студент 1-2 курса, то строго судить не нужно. Ну сказал в сердцах глупость, но в этом возрасте человек еще не может считаться достаточно взрослым. Записывать его сразу в быдло нельзя. Вырастет - поумнеет, если ему правильные ориентиры задать.

Во-вторых, непонятно, как реализовать вот это:

"Такому быдлу нельзя давать образования, это социальное преступление - они должны сидеть в дерьме по самые уши и не высовываться. Нужна серьезная система фильтрации, которая будет удерживать таких людей в дерьме."

Образование может сделать из быдла человека, а иначе 100% гарантировано, что быдлом оно так и останется. Стоит все-таки давать шанс.

"Как мы дошли-то до такой жизни, что у нас основная масса студентов - быдло, которому только можно доверить навоз убирать?"

Я сам заканчивал физфак МГУ. Из моих однокурсников быдлом я смогу назвать не более десяти человек из 400+. Очень разные были - простоватые, не слишком умные, почти гениальные, инертные, активные. Но не быдло.

Далее. Я знаю ряд людей из провинциальных вузов третьего эшелона. Как-то мне так повезло, что многие из них, несмотря на уровень вуза, - очень приятные доброжелательные и мудрые люди. А кому-то провинциализм не помешал стать и неплохими профессионалами (не в науке правда, а в программировании-инженерии, но тем не менее).

Если не секрет, где Вы преподаете?
Мне кажется, есть даже шанс, что мы можем быть знакомы лично...
Попробую ответить по пунктам.
  1. Возвращаясь к данному конкретному случаю, могу сказать, что человек этот преподает на старших курсах, поэтому это не студент 1-2 курса, а уже почти выпускник. Для младшекурсников-то почти всё простительно, тут Вы правы.
  2. Как реализовать? Собеседованием. При общем сокращении мест. И, кроме того, хорошо бы нам возродить нормальное профессиональное образование, после которого можно работать в том же офисе. А то у нас сейчас даже к бакалаврам отношение как к выпускникам ПТУ. А то и как к людям вообще без образования.
  3. Я сам заканчивал физфак МГУ. Из моих однокурсников быдлом я смогу назвать не более десяти человек из 400+. Очень разные были - простоватые, не слишком умные, почти гениальные, инертные, активные. Но не быдло.
    Вам очень повезло. Сейчас, по-моему, акценты сильно сместились и часто можно сделать обратную оценку.
  4. Вот насчет провинциальных вузов третьего эшелона (правда я точно не знаю, что точно Вы здесь имеете в виду) я ничего не говорил. Там очень часто приличнейшие люди. Гораздо более высокого уровня, чем в Москве. И по профессиональному уровню и по общекультурному. Во всяком случае по моему опыту.
  5. Где я преподаю - не секрет. В настоящий момент своей биографии я читаю лекции в бауманке. Но это не основная моя работа. Знакомы-то мы вряд ли, хотя я работаю через дорогу от Вас.
А почему взяток будет меньше? Ведь конкурс больше, желающих поступить больше, платежеспособный спрос взяткодателей- выше, власть преподавателя- больше и т.юд. Солблазн (в рублях) на одного преподавателя- вообще больше.
Боюсь, что в этом случае будет - как сегодня на актерских факультетах - принимать только или "своих", или по звонку или за деньги.
Хотя конкурс - да, будет создавать условия для отбора лучших. Толкьо кому они будут нужны эти условия?
Может быть. Тут нужно соотнести повышение зарплаты и платежеспособный спрос взяткодателей. Кроме того, тут кто-то предлагал образовать комиссию по борьбе с преступлениями в области образования. Я, правда, в успех такой штуковины совершенно не верю.
Дискуссия завязалась не по теме поста.
Тема, как я понял, в том, что прервалась цепочка
студент-специалист-аспирант-кандидат-доктор-... Между
студентом и остальными пролегла пропасть. Студента не
привлекает ни аспитантура, ни ученая степень, ни звание,
ни наука. Студент не уважает специалиста за то, что он разбирается в своем деле. Студент не представляет этой цепочки. Студент перестал быть начинающим ученым. Поваренок не мечтает о высоком белом колпакешеф-повара. А вы спорите о том, может ли быть хороший физик плохим преподавателем.