?

Log in

No account? Create an account
oculus01

0culus


Страшные аналитические сказки

...о науке и образовании в России


Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Две культуры
raven II
0culus
Впервые я столкнулся с грамотной постановкой проблемы двух культур, а именно культуры людей, которые имеют гуманитарное образование и культуры людей, которые имеют естественное или техническое образование в одноименной статье Ч. Сноу. То, что проблема действительно имеет место быть не вызывает сомнения, хотя и с разных сторон она выглядит по-разному.
Вот и недавно я наткнулся на текст Филиппа Франка, который, в свою очередь, цитирует Ортегу-и-Гассета:
Некоторые из наших авторов подчеркивали, что большая опасность для нашей западной культуры может проистекать из нашей системы образования, которая готовит очень узких специалистов, пользующихся в глазах общественного мнения особым уважением. Может быть, ни один автор не охарактеризовал это положение более удачно и ярко, чем испанский философ Ортега-и-Гассет. В своей книге "The Revolt of the masses" он пишет об ученом нашего века, что "сама наука -- основа нашей цивилизации -- автоматически превращает его в человека, не выделяющегося из общей массы людей, делает из него первобытного человека, современного дикаря". С другой стороны, ученый выступает самым настоящим представителем культуры XX века, он является "высшей точкой европейской человечности". Тем не менее, согласно Гассету, ученый, который получил обычное образование, оказывается сегодня "невежественным в отношении всего, что не входит в круг его специальности и его познаний. Мы должны сказать, что он является ученым невеждой, что представляет серьезную опасность, так как предполагается, что он является невеждой не в обычном понимании, а невеждой со всей амбицией образованного человека".

Наш автор сетует, что организация научного исследования позволяет людям, в интеллектуальном отношении самым заурядным, достигать значительных научных результатов и без всяких на то оснований преисполняться самодовольством.

"Многое из того, над чем приходится работать в физике или биологии, является механической работой такого рода, что может выполняться любым или почти любым человеком. Для целей бесчисленных исследований можно разделить науку на небольшие разделы, включиться в один из них и забыть про все остальное... Для того чтобы получать большие научные результаты, не обязательно даже иметь строгие понятия об их значении и обосновании".

Для того чтобы ученые, которые в нашем современном мире играют огромную общественную роль, не превращались в класс ученых невежд, их образование не должно строиться только на узкопрофессиональном подходе к явлениям, а должно уделять подобающее внимание философским вопросам и месту науки во всей области человеческой мысли.

  • 1

о специализации и специализирующихся

1. Специализация неизбежна ввиду опережающего роста объёма накопленных цивилизацией знаний по отношению к вместимости одной черепной коробки. Каждое следующее поколение [учёных] будет с завистью смотреть снизу вверх, на предшественников имеющих более широкий кругозор и более развитую интуицию, построенную на более простых и общих моделях… и возможность достичь крупных результатов малыми ресурсами.

2. Один из перекосов этого процесса -- то, что до микроскопов, станков с ЧПУ и сланцевого газа [а главное, до УПРАВЛЕНИЯ институтами и предприятиями их внедряющими и эксплуатирующими] дорываются "эффективные менеджеры", которых не научили думать о вечном. Вот и получается дикарь с автоматом.

3. Это не есть хорошо, но возможно ли иначе выжить в капсоревновании?

  • 1