Котофеич (0culus) wrote,
Котофеич
0culus

Мыслишки о современной ситуации в образовании

Я тут недавно понял, что мы вообще страна по жизни отсталая. И при царе-батюшке мы были в жопе. И потом мы тоже были в жопе. Единственные момент, когда наша страна вообще что-то показала, это при Сталине. И еще некоторые волны были после него. Но скорее по инерции. Всё. Сейчас модно это время ругать, но я вообще не об этом хочу сказать. Ведь то, к чему мы пришли сейчас, по-видимому, наше естественное состояние. И что в такой ситуации можно сделать, мне совершенно непонятно.

Почему-то по вопросу образования многие думают, что достаточно увеличить зарплату в этом секторе. И это поднимет уровень учителя, говорят, лет через 20. Я тоже думаю, что не раньше. Кроме всего прочего, я думаю, что дело далеко не только в учителях и, более того, это сейчас проблема второго плана. И вот какой у меня есть довод. Есть некоторые школы, в которых педагогический состав с советских времен, когда это еще была более или менее приличная работа, не изменился (ну или почти не изменился). Но они штампуют такой же архиворный шлак, как и остальные школы. Из чего лично мне кажется, что зарплата тут вообще ничего не решит в данный момент. Хотя учителя, разумеется, утверждают обратное. Но тут чуть более тонкая ситуация. Я это говорю не в том смысле, что я против повышения зарплат - это, естественно, совершенно необходимо. Но по причинам, связанным с социальным статусом, а не по причинам решения проблем образования.

Не спорю, что у молодых и старых учителей в среднем квалификация отличается значительно. Но это не та проблема, что в учителя идут не самые способные выпускники педагогических вузов - отнюдь не так. Просто всё это - обратное влияние системы образования, которая развалилась (что есть тоже неизбежный процесс, по моему мнению - в силу того, что советская система образования гналась всегда только за формой, а не за смыслом). Поэтому снижение квалификации учителей - процесс естественный. А вот снижение качества образования от качества учителей, как показывает приведенный мною пример, в первом приближении не зависит. Во всяком случае так кажется.

Важным также кажется то, чтобы учителя, наконец, получили свободу в том, чтобы ставить справедливые оценки (в т.ч. двойки направо и налево). По-видимому, это важно - на техническом уровне образования. Но, опять же, если единственным стимулом ученика будет не получить двойку или получить аттестат, то это ничего для образования как такового не даст.

Я считаю, что проблема образования - философская, точнее аксиологическая. Если бы у наших людей были бы ценности поинтереснее, то тогда бы и образование было востребованным. И здесь ключевое слово - востребованность. Какие бы замечательные учителя у нас не были, а я считаю, что тут совсем не финансовая проблема, если само по себе образование нисколько не востребовано - можно делать что угодно, но ничего не получится. И я глубоко убежден, что сейчас основная проблема не в качестве образования, а в том, что образование просто-напросто никому не нужно.

Но где формируются ценности? Казалось бы в школе. Но это ценности, которые "возвращаются" в жизнь общества через десятки лет. А на локальном этапе родители, безусловно, играют гораздо большую роль, чем учителя. Если родитель говорит "сынок, да кому нужна эта твоя математика? Я вон дробей не знаю, а смотри какая у меня тачка крутая". Вот и всё. И тут учитель может хоть в лепешку расшибиться - ничего он не сделает. Потому что дело только в ценностях. Какой ребенок в этом месте скажет: "Знаешь, пап, а меня деньги не интересуют. Зачем они нужны? Я вот получаю интеллектуальное удовольствие от той же математики", если даже большинству взрослых людей это совершенно недоступно?

Учитель может попробовать заинтересовать. Но заинтересовать таким образом можно лишь единиц. А образование у нас - массовый продукт. Поэтому я не вижу никаких сиюминутных выходов из этого положения. Это не только России касается, но и всего мира не в меньшей степени - сейчас весь мир в этом смысле движется в одном и том же направлении - во времена варваров. В духовном, разумеется, смысле.
Tags: образование, общество
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments