Salvador - 3

Мыслишки о современной ситуации в образовании

Я тут недавно понял, что мы вообще страна по жизни отсталая. И при царе-батюшке мы были в жопе. И потом мы тоже были в жопе. Единственные момент, когда наша страна вообще что-то показала, это при Сталине. И еще некоторые волны были после него. Но скорее по инерции. Всё. Сейчас модно это время ругать, но я вообще не об этом хочу сказать. Ведь то, к чему мы пришли сейчас, по-видимому, наше естественное состояние. И что в такой ситуации можно сделать, мне совершенно непонятно.

Почему-то по вопросу образования многие думают, что достаточно увеличить зарплату в этом секторе. И это поднимет уровень учителя, говорят, лет через 20. Я тоже думаю, что не раньше. Кроме всего прочего, я думаю, что дело далеко не только в учителях и, более того, это сейчас проблема второго плана. И вот какой у меня есть довод. Есть некоторые школы, в которых педагогический состав с советских времен, когда это еще была более или менее приличная работа, не изменился (ну или почти не изменился). Но они штампуют такой же архиворный шлак, как и остальные школы. Из чего лично мне кажется, что зарплата тут вообще ничего не решит в данный момент. Хотя учителя, разумеется, утверждают обратное. Но тут чуть более тонкая ситуация. Я это говорю не в том смысле, что я против повышения зарплат - это, естественно, совершенно необходимо. Но по причинам, связанным с социальным статусом, а не по причинам решения проблем образования.

Не спорю, что у молодых и старых учителей в среднем квалификация отличается значительно. Но это не та проблема, что в учителя идут не самые способные выпускники педагогических вузов - отнюдь не так. Просто всё это - обратное влияние системы образования, которая развалилась (что есть тоже неизбежный процесс, по моему мнению - в силу того, что советская система образования гналась всегда только за формой, а не за смыслом). Поэтому снижение квалификации учителей - процесс естественный. А вот снижение качества образования от качества учителей, как показывает приведенный мною пример, в первом приближении не зависит. Во всяком случае так кажется.

Важным также кажется то, чтобы учителя, наконец, получили свободу в том, чтобы ставить справедливые оценки (в т.ч. двойки направо и налево). По-видимому, это важно - на техническом уровне образования. Но, опять же, если единственным стимулом ученика будет не получить двойку или получить аттестат, то это ничего для образования как такового не даст.

Я считаю, что проблема образования - философская, точнее аксиологическая. Если бы у наших людей были бы ценности поинтереснее, то тогда бы и образование было востребованным. И здесь ключевое слово - востребованность. Какие бы замечательные учителя у нас не были, а я считаю, что тут совсем не финансовая проблема, если само по себе образование нисколько не востребовано - можно делать что угодно, но ничего не получится. И я глубоко убежден, что сейчас основная проблема не в качестве образования, а в том, что образование просто-напросто никому не нужно.

Но где формируются ценности? Казалось бы в школе. Но это ценности, которые "возвращаются" в жизнь общества через десятки лет. А на локальном этапе родители, безусловно, играют гораздо большую роль, чем учителя. Если родитель говорит "сынок, да кому нужна эта твоя математика? Я вон дробей не знаю, а смотри какая у меня тачка крутая". Вот и всё. И тут учитель может хоть в лепешку расшибиться - ничего он не сделает. Потому что дело только в ценностях. Какой ребенок в этом месте скажет: "Знаешь, пап, а меня деньги не интересуют. Зачем они нужны? Я вот получаю интеллектуальное удовольствие от той же математики", если даже большинству взрослых людей это совершенно недоступно?

Учитель может попробовать заинтересовать. Но заинтересовать таким образом можно лишь единиц. А образование у нас - массовый продукт. Поэтому я не вижу никаких сиюминутных выходов из этого положения. Это не только России касается, но и всего мира не в меньшей степени - сейчас весь мир в этом смысле движется в одном и том же направлении - во времена варваров. В духовном, разумеется, смысле.
Ваш пост опубликован в LJTimes
Редакторы LiveJournal посчитали ваш пост интересным и добавили его в дайджест LJTimes по адресу: http://www.livejournal.com/ljtimes
О современной ситуации в образованииситуации
Здравствуйте!
Я как-то размышлял об этом, но в "комнатных" условиях, да и сам отношения к образованию не имею. Просто посмотрел на ситуацию другим взглядом. И вот что получилось:
Да, как говорится, проблемы те еще. И зарплата, и подготовка и еще "мильен". Но подумал, что это надо решать сверху вниз.
==
Вначале, конечно, волюнтаризм. Отбираем вручную достаточное количестов умных людей и пусть готовят программы обцчения для Вузов, готовящих учителей. И потом учат их там.
Затем, набираем выпускников школ, которых будут учить т.с. новые "суперпредаватели". Учим на год-два больше обычного. Сначала - адаптация. Но они - будущие учителя школ. От начала до окончания.

Проходит 7-9 лет. Получаем учителей нового поколения, умеющих учить иначе. Они берутся за первоклашек, и далее круг замыкается. На круг получается лет 20-25. Но мы получим НОВЫХ учителей. Метериальные стимулы нужны, как и социальный статус, но это я не рассматриваю. Долго думать придется. ))
Но канва такая. Что скажете?
Re: О современной ситуации в образовании
Получается что-то вроде китайской системы подготовки кадров для науки. Правда, они еще заграницу отправляли сначала.

Я думаю, что такая программа принесет хороших учителей, но если Вы обратили внимание, я сделал акцент на другую проблему. Мне так думается, что если мы приведем сейчас в школы прекрасных учителей, это не так сильно поднимет уровень нашего образования, как мы рассчитываем. У школьников, конечно, всегда были и будут честолюбивые намерения (как бы сказали в американской школе "каждый ученик имеет возможность стать успешным" - successful - слово, которым пронизана вся американская система образования), а также страх перед родителями, но в образовании должен царить другой стимул. В наш век материальных ценностей мне очень тяжело представить какого рода стимул это может быть именно в массовом смысле. Я думаю, что единственный сиюминутный смысл, который можно всему этому придать, выражается в зарплате и социальном статусе. То есть можно искусственно повысить зарплату в научном секторе, да еще и так, что она перекроет зарплаты в бизнес-секторе. Но это просто глупость, которая приведет к огромным проблемам в гораздо более крупных масштабах. Кроме того, она не решит никаких проблем в научном и промышленном секторе - туда ведь не идут не только из-за низких зарплат. Поэтому я и говорю, что я не вижу никакого решения проблемы образования в нынешней ситуации.

Edited at 2011-05-01 08:53 am (UTC)
Re: Я думаю, что такая программа принесет хороших учител
Уважаемый коллега по ЖЖ!
Все эти мои изыски - не более чем мыслительные упражнения управленца.)) Далее, или глубже просто не совался, так что простите. Но рад, что хоть что-то Вы одобрили.
Ценности, конечно, формируются в семье, но семья существует в обществе. А если бы без "знания дробей" нельзя было иметь "крутую тачку"? Может стоит изменить ценности самого общества, увязав материальный стимул с уровнем образования и, шире, с реальными "заслугами" самого человека?
Звучит, конечно, хорошо. Но насколько это возможно сделать естественно? Насколько это можно сделать в России, где ориентация экономики весьма своеобразная? Любое насильственное увязывание зарплат с образованием приведет к нехорошим экономическим последствиям. Строго говоря, уже сейчас у нас государство поддерживает многие предприятия финансами, которые не дают никакого продукта на выходе. Это не так, чтобы хорошо сказывается на экономике.
Видимо, я неточно сформулировал свою мысль. Я имел ввиду не искусственное увязывание зарплат с образованием, а то, что называется меритократией - обществом заслуг. Почему у дяди, не знающего дробей, крутая тачка? Он сам её заработал? Он - бизнесмен от Бога? Как правило, это не так. Это человек, встроивший себя в структуру, где всё завязано на связях и, в конечном счёте, на власти. А если создать условия, при которых каждый может продвинуться сам, за счёт ума и таланта, независимо от того, как на него смотрит начальник? Такие случаи есть и сейчас, но в наших условиях они, скорее, исключение, редкое исключение...
В таких условиях успешнее окажутся те, кто имеет реальное, а не формальное (только по бумажкам) образование, т.к. многое будет зависеть от меры понимания мира и профессионализма, а не от близости к криминалу или власти.
Тогда лично у меня возникает вопрос - а как такую систему создать? Какие шаги нужно предпринять?
И постепенно пришли к закономерному выводу, что
Если в обществе, коротко выражаясь, повсеместная жопа (соблюдение законности, наука, производство, сельское хозяйство, да куда ни взгляни) - было бы странно, если бы в какой-то отдельно взятой сфере всё было бы хорошо. Может, у меня плохо со зрением, но что-то не вижу я в России ни одной безусловно благополучной сферы жизни.
Системный кризис, ничего не поделать.

А значит, попытки "что-то подправить в консерватории" успеха иметь не будут.
К сожалению. (((
Re: И постепенно пришли к закономерному выводу, что
Согласен. Но тут более, как мне кажется, интересно то, что на образование сейчас жалобы поступают далеко не только из современной России.
Ну вообще-то правильно, образование начинается с семьи и с культурного уровня родителей.
То есть вы хотите, чтобы образование осталось массовым и при этом стало интересным для всех? Можно ли так сделать, вопрос отдельный, но что уж точно - такого в истории никогда не было. Поэтому не вижу здесь никакого духовного движения во времена варваров.
Нет, я такого не говорил. Я говорю лишь о тенденциях, проблемах и о современных стимулах.