?

Log in

No account? Create an account
oculus01

0culus


Страшные аналитические сказки

...о науке и образовании в России


Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Специфика физ-мат образования
Joda
0culus
Разовью свою мысль, которую я высказал в обсуждении к предыдущей записи, а также в еще одной более ранней записи. Она, конечно, кому-то покажется странной.

Но надо отдавать отчет в том, что физико-математическое образование имеет свою специфику. И основная специфика здесь заключается в том, что оно абсолютно бесполезно вне определенных областей деятельности. Одна из этих областей, безусловно, наука. Других, в принципе, нет - любые приложения к технике или к каким-либо финансовым делам потребуют значительно более примитивного фундаментального образования, которое вместе с соответствующими сопутствующими знаниями получают люди в технических и экономических вузах, что делает их образование более эффективным в этих сферах. Поэтому тут такой вывод - если человек не собирается идти работать в науку, то он просто зря тратит свое время, получая физ-мат образование. В отличие от гуманитарных вузов, где независимо от дальнейшей области работы, человек "окультуривается" тем или иным способом, развивая свою личность. Поэтому такое образование в принципе не может быть бесполезным.

В связи со сказанным, доступ к физ-мат образованию должен быть существенно ограничен, это вещь сугубо специальная. В настоящее время дело даже обстоит так, что человек довольно сильно жертвует своей культурой и развитием своей личности, если получает только это образование. Кроме того, отбор для таких специальностей должен строиться совершенно иначе, нежели сейчас - очевидно, что для науки умение решать какие-то заумные задачи, которые придуманы в сумасшедшем припадке, чтобы только не дать пройти большему количеству народа, совершенно ничего не значат и никак не отражают способность субъекта к успешному занятию наукой. И на самом деле в случае, если идея о бесполезности физ-мат образования была бы успешно осознана обществом, то вопрос отбора отпал бы сам собой - ведь из поступающих в настоящее время на физ-маты уже на стадии поступления в университет в науку мало кто собирается идти. И, как правило, еще меньшее количество на самом деле в нее идут.

  • 1
Это замечательно, что они очевидны.

Я думаю, что как-то опосредованно, но экономика с социологией все же развивают. Естественно, при наличии остальных знаний. Т.е. голая экономика или же социология - вряд ли. Однако, при правильном изучении, вполне могут помочь "познанию себя сквозь призму общества" как науки о последнем.

Однако, лучше всего - всестороннее образование. И мне кажется, что специализация губительна для такого феномена как образование. Специализация нужна для работы, для практики, однако отнюдь не для образования. У нас подразумевается, что человек получает основное образование в школе, в вузе же он углубляется в какую-то отрасль для последующей в ней работы. Однако, очевидно, что школа не может справится с поставленной задачей в силу ряда причин. Поэтому мне так кажется, что высшее образование имеет смысл разбить на две большие ступени - первая ступень это "общее образование", где независимо ни от чего, дается хорошее и всестороннее образование - и математика, и физика, и философия с экономикой, и все остальное. Но в то же время, чтобы палку не перегнуть. Ну года 3 на это отвести. А потом еще года 3 - специализированное образование, если оно кому понадобится. Тогда будем при нормально работающей схеме иметь действительно образованных людей, а не то, что имеем сейчас.

О. А вот примерно это (в смысле - то, что у Вас в третием абзаце) я и собирался (и не успел) написать в замечаниях. Ну, с точностью до.

  • 1