?

Log in

No account? Create an account
oculus01

0culus


Страшные аналитические сказки

...о науке и образовании в России


Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Специфика физ-мат образования
Joda
0culus
Разовью свою мысль, которую я высказал в обсуждении к предыдущей записи, а также в еще одной более ранней записи. Она, конечно, кому-то покажется странной.

Но надо отдавать отчет в том, что физико-математическое образование имеет свою специфику. И основная специфика здесь заключается в том, что оно абсолютно бесполезно вне определенных областей деятельности. Одна из этих областей, безусловно, наука. Других, в принципе, нет - любые приложения к технике или к каким-либо финансовым делам потребуют значительно более примитивного фундаментального образования, которое вместе с соответствующими сопутствующими знаниями получают люди в технических и экономических вузах, что делает их образование более эффективным в этих сферах. Поэтому тут такой вывод - если человек не собирается идти работать в науку, то он просто зря тратит свое время, получая физ-мат образование. В отличие от гуманитарных вузов, где независимо от дальнейшей области работы, человек "окультуривается" тем или иным способом, развивая свою личность. Поэтому такое образование в принципе не может быть бесполезным.

В связи со сказанным, доступ к физ-мат образованию должен быть существенно ограничен, это вещь сугубо специальная. В настоящее время дело даже обстоит так, что человек довольно сильно жертвует своей культурой и развитием своей личности, если получает только это образование. Кроме того, отбор для таких специальностей должен строиться совершенно иначе, нежели сейчас - очевидно, что для науки умение решать какие-то заумные задачи, которые придуманы в сумасшедшем припадке, чтобы только не дать пройти большему количеству народа, совершенно ничего не значат и никак не отражают способность субъекта к успешному занятию наукой. И на самом деле в случае, если идея о бесполезности физ-мат образования была бы успешно осознана обществом, то вопрос отбора отпал бы сам собой - ведь из поступающих в настоящее время на физ-маты уже на стадии поступления в университет в науку мало кто собирается идти. И, как правило, еще меньшее количество на самом деле в нее идут.

  • 1
Для того, чтобы стать победителем олимпиады надо уже в школьном возрасте быть увлечённым физикой и математикой. И если у человека есть этот внутренний моторчик увлечённости, то он будет вести этого человека к успеху. Во-всяком случае, мой большой опыт общения со студентами поддтверждает сказанное.

Вообще, про олимпиады лучше писать в предыдущую тему, но ладно.

Для того, чтобы стать победителем олимпиады надо уже в школьном возрасте быть увлечённым физикой и математикой.

Здесь есть две явные логические неточности. Во-первых, это всего лишь необходимое условие. А во-вторых оно, вообще говоря, неверно - существуют разнообразные психологические мотивировки "олимпиадности" - от "родители заставляют" до самоутверждения, что в подростковом возрасте особенно актуально. Я так думаю, что увлечение физикой и математикой здесь далеко не всегда что-то решает. И потом, как следствие, эти люди особого внимания к науке не проявляют - они хотят стать лучшими, лидерами и т.п., они уже к этому "привыкли" (если их в вузе не убедили в обратном). Уходят обычно в большой бизнес, где и продолжают свои "олимпиады", как способ достижения заданной цели.

Что касается необходимости этого условия, то, очевидно, что далеко не каждый увлеченный физикой и математикой принимает участие в олимпиадах. Я знаю многих, кому это в принципе не нравится и не интересует.

Поэтому олимпиады не могут служить серьезным показателем чего-либо, касающегося науки. То есть совершенно недопустимо относится к нему как к абсолюту.

Во-всяком случае, мой большой опыт общения со студентами поддтверждает сказанное.

"Что касается необходимости этого условия..."

Я про необходимость участия в олимпиадах ничего не говорил, и не знаю таких вузов, где в качестве обязательного при поступлении ставили бы условие победы в олимпиадах.

" от "родители заставляют" до самоутверждения,"

ну желание самоутвердиться - это, как я думаю, вариант увлечённости. А вот когда родители заставляют - это да, не совсем увлечённость, но с таким вот заставлянием далеко не уедешь и больших успехов не добьёшься, хоть какая-то увлечённость при этом обязательно должна быть - свойства психики человека таковы, что если он чего-то не хочет делать, то он будет это делать плохо. А запоминать информацию и приобретать навыки из-под палки - это вообще проблема.

Я про необходимость участия в олимпиадах ничего не говорил, и не знаю таких вузов, где в качестве обязательного при поступлении ставили бы условие победы в олимпиадах.

Зато первоочередным - еще как.

ну желание самоутвердиться - это, как я думаю, вариант увлечённости.

Совершенно не так.

А вот когда родители заставляют - это да, не совсем увлечённость, но с таким вот заставлянием далеко не уедешь и больших успехов не добьёшься

А я знаю тонну аспирантов, которых родители заставляют защитить кандидатскую. "Защити, сынок, и делай потом что хочешь". Вот несколько дней назад с таким общался. Он говорит - вот защищусь, отделаюсь и уеду к себе в город, буду автотюнингом заниматься. Так что такая мотивация людей до кандидатской даже довести может, не скажу, что это слабая мотивация.

"ак что такая мотивация людей до кандидатской даже довести может,"

Я ведь как написал: " свойства психики человека таковы, что если он чего-то не хочет делать, то он будет это делать плохо"

Вот я и продолжаю свою мысль: до кандидатской довести может, но это будет плохая кандидатская. А вот победить на конкурсе кандидатских диссертаций така диссертация не сможет. То же самое и с олимпиадами - родители могут заставить ребёнка участвовать в олимпиаде, но вряд ли он победит на олимпиаде.

Ну побеждают же. А что касается кандидатской, то тут многое от руководителя зависит. Да и от соискателя. Не все так просто в психологии людей. Это Вам не математика :)

Кстати, технари ифизики уходят в бизнес часто из--за низких зарплат в сфере науки, а не из-за того, что им неинтересно то дело, которое они делают. И то, что они добиваются успехов в бизнесе, свидетельствует о высокоц приспособляемости физиков, технарей и математиков.

Вы знаете, я тут сел писать ответ, но до того у Вас все аргументы стандартные, что сейчас у меня просто терпения не хватит писать вещи, которые я так часто произношу, что меня самого от них тошнит иногда. Поэтому я попробую это сделать позже, когда будет сил побольше. Хотя у меня таких "висяков" тут по всему ЖЖ развелось:). В любом случае прошу прощения, потому что я вижу, что Вы писали много и обязательно отвечу по всем пунктам.

Хорошо, пусть будет ответ позже, хотя не все мои аргументы - стандартные, а в ответ на стандартные аргументы я буду рад получить не ответ, а ссылку на столь же стандартные контр-аргументы.

Думаю, что все ответы я дал.

А я не нашел в Ваших аргументах нестандартных - это все (причем дословно) я слышал на нагорных проповедях для поступающих на мех-мат, физфак и на введении в специальность в МВТУ. Некоторые из "читавших проповедь", конечно, и сами в это верили - но не все. Иные говорили, что если они этого не будут постоянно твердить, то многие студенты потеряют единственную мотивацию - уйти потом в баблосы, а они, мол, надеются, что они мотивацию не потеряют и в процессе изучения наук увлекутся и потом (а вдруг) пойдут не в баблосы, а в науку. Не знаю, бывает ли такое, но я думаю, что этот вопрос сложно изучить, может они и правы и такое действительно работает.

"это все (причем дословно) я слышал на нагорных проповедях для поступающих на мех-мат"

Надо же! я ещё и телепат, оказывается!

Ну не знаю насчет телепатии. Но эта партийная установка у многих меня несколько опечаливает. "По данному вопросу двух мнений быть не может", ага.

Да, так вот. Стандартные возражения.

1. Про зарплаты в науке это всё отчасти сказки. У нас в академической организации студенты, которые выполняют некоторую надомную (но, конечно, научную) работу получают 45. Я не знаю организаций, которые при такой занятости могут предложить больше не только студенту, но даже иногда выпускнику. Но имеет место быть другой факт - жадные зав.лабы, которых очень много и которые просто зажимают денежки и не хотят поддерживать молодых. Просто я эту тему хорошо знаю - у меня отец как раз такой жадный зав.лаб., который вновь пришедшим платит ровно оклад - 10.

2. Что касается бизнеса, то я уже много раз говорил с успешными бизнесменами, которые сокрушались, что для успешного бизнеса ну совершенно образование не нужно, и они бы не хотели, чтобы их дети теряли на это время, однако это уже стало дурацкой традицией.

"Что касается бизнеса, то я уже много раз говорил с успешными бизнесменами, которые сокрушались, что для успешного бизнеса ну совершенно образование не нужно"

Я тоже слышал такие рассуждения. Некоторые люди думают, что и школьное образование им не нужно. Эти люди просто не понимают, какое влияние на них оказало образование.

Ну хорошо, если так. Однако же эти рассуждения совсем не лишены смысла. И я не думаю, что если человек с хорошим математическим образованием ушел в бизнес, это хороший показатель для его образования - скорее наоборот.

  • 1