?

Log in

No account? Create an account
oculus01

0culus


Страшные аналитические сказки

...о науке и образовании в России


Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Специфика физ-мат образования
Joda
0culus
Разовью свою мысль, которую я высказал в обсуждении к предыдущей записи, а также в еще одной более ранней записи. Она, конечно, кому-то покажется странной.

Но надо отдавать отчет в том, что физико-математическое образование имеет свою специфику. И основная специфика здесь заключается в том, что оно абсолютно бесполезно вне определенных областей деятельности. Одна из этих областей, безусловно, наука. Других, в принципе, нет - любые приложения к технике или к каким-либо финансовым делам потребуют значительно более примитивного фундаментального образования, которое вместе с соответствующими сопутствующими знаниями получают люди в технических и экономических вузах, что делает их образование более эффективным в этих сферах. Поэтому тут такой вывод - если человек не собирается идти работать в науку, то он просто зря тратит свое время, получая физ-мат образование. В отличие от гуманитарных вузов, где независимо от дальнейшей области работы, человек "окультуривается" тем или иным способом, развивая свою личность. Поэтому такое образование в принципе не может быть бесполезным.

В связи со сказанным, доступ к физ-мат образованию должен быть существенно ограничен, это вещь сугубо специальная. В настоящее время дело даже обстоит так, что человек довольно сильно жертвует своей культурой и развитием своей личности, если получает только это образование. Кроме того, отбор для таких специальностей должен строиться совершенно иначе, нежели сейчас - очевидно, что для науки умение решать какие-то заумные задачи, которые придуманы в сумасшедшем припадке, чтобы только не дать пройти большему количеству народа, совершенно ничего не значат и никак не отражают способность субъекта к успешному занятию наукой. И на самом деле в случае, если идея о бесполезности физ-мат образования была бы успешно осознана обществом, то вопрос отбора отпал бы сам собой - ведь из поступающих в настоящее время на физ-маты уже на стадии поступления в университет в науку мало кто собирается идти. И, как правило, еще меньшее количество на самом деле в нее идут.

  • 1
Я вообще не люблю, когда фразы вырывают из контекста, особенно, когда при этом основной смысл получается совершено иным. Если бы Платон ничего кроме математики не культивировал, тогда одно. А так получилось ни к селу, ни к городу, уж извините.

Учитывая идеалистическую направленность философии Платона тяжело представить, что он бы уделял математике мало внимания. Я, кстати, его позицию в этом отношении полностью разделяю - математику должен знать каждый, но именно с этой точки зрения. Нужно знать и понимать саму идею математики. Совершенно ни к чему знать про алгебры Грассмана или про жорданову форму матриц. И даже не нужно уметь считать пределы - это чисто технические навыки. Но при этом я утверждаю, что человек, знающий только лишь математику и физику по сути своей является ограниченным (в жизни, в своем взгляде на реальные вещи, в отношениях с людьми, в понимании общественных процессов, неизбежным участником которых он является и т.д. и т.п.) гораздо в большей степени, чем любой гуманитарий.
В принципе, на гуманитарных факультетах, как правило, проходят "высшую математику" один семестр с зачетом, но это больше похоже на цирк; впрочем, как и преподавание гуманитарных дисциплин в физ-мат и технических вузах.

Да вы расслабьтесь, вы воюете с ветряными мельницами,
физ-мат образования уже давно нет в нашей стране,
уже давно нет людей, понимающих парадигму науки
и способных научить студентов чему-то большему,
чем технике взятия интегралов и решения уравнений.
Если тот образ физика-математика, который вы описываете соответствует
действительности, то дела совсем плохи.
PS
Неужели сейчас гуманитариев заставляют изучать алгебры Грассмана?

Хе. А я совершенно спокоен и, что самое главное, ни с кем не воюю. Мне по большому счету совершенно на всё это наплевать, не буду скрывать. Я уже писал, что никого ни в чем убеждать не собираюсь, мне это просто не нужно; да и глупо это. И никаких эмоций у меня эта тема не вызывает. Этим я от Вас и отличаюсь - свое яркое эмоциональное отношение Вы прекрасно показали, когда меня отфрендили в процессе обсуждения. А это очень о многом говорит.

  • 1