Joda

Специфика физ-мат образования

Разовью свою мысль, которую я высказал в обсуждении к предыдущей записи, а также в еще одной более ранней записи. Она, конечно, кому-то покажется странной.

Но надо отдавать отчет в том, что физико-математическое образование имеет свою специфику. И основная специфика здесь заключается в том, что оно абсолютно бесполезно вне определенных областей деятельности. Одна из этих областей, безусловно, наука. Других, в принципе, нет - любые приложения к технике или к каким-либо финансовым делам потребуют значительно более примитивного фундаментального образования, которое вместе с соответствующими сопутствующими знаниями получают люди в технических и экономических вузах, что делает их образование более эффективным в этих сферах. Поэтому тут такой вывод - если человек не собирается идти работать в науку, то он просто зря тратит свое время, получая физ-мат образование. В отличие от гуманитарных вузов, где независимо от дальнейшей области работы, человек "окультуривается" тем или иным способом, развивая свою личность. Поэтому такое образование в принципе не может быть бесполезным.

В связи со сказанным, доступ к физ-мат образованию должен быть существенно ограничен, это вещь сугубо специальная. В настоящее время дело даже обстоит так, что человек довольно сильно жертвует своей культурой и развитием своей личности, если получает только это образование. Кроме того, отбор для таких специальностей должен строиться совершенно иначе, нежели сейчас - очевидно, что для науки умение решать какие-то заумные задачи, которые придуманы в сумасшедшем припадке, чтобы только не дать пройти большему количеству народа, совершенно ничего не значат и никак не отражают способность субъекта к успешному занятию наукой. И на самом деле в случае, если идея о бесполезности физ-мат образования была бы успешно осознана обществом, то вопрос отбора отпал бы сам собой - ведь из поступающих в настоящее время на физ-маты уже на стадии поступления в университет в науку мало кто собирается идти. И, как правило, еще меньшее количество на самом деле в нее идут.
Кто Вам сказал такую глупость? :) Это просто потому, что Вы математик? Увы, этого недостаточно. В таких случаях лучше подумать о том, что мнение Ваше может быть сильно предвзято. Произведите, так сказать, рефлексию.
Я думаю, при любом нейтральном определении культуры, совместимым с общепринятым,
математика имеет шанс оказаться культурой не меньший (если не больший), чем живопись или поэзия.

Вот, например, список определений культуры:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Культура
Математика подходит под любое из этих определений.

Или у Вас какое-то своё определение культуры?
Поделитесь им с нами.

>Кто Вам сказал такую глупость? :) Это просто потому, что Вы математик? Увы, этого недостаточно. В таких случаях лучше подумать о том, что мнение Ваше может быть сильно предвзято. Произведите, так сказать, рефлексию.

Как раз наоборот, я имею гораздо лучшее представление
о математике, чем произвольно взятый человек,
и, стало быть, с большей вероятностью дам правильный ответ.
Как раз наоборот, я имею гораздо лучшее представление
о математике, чем произвольно взятый человек,
и, стало быть, с большей вероятностью дам правильный ответ.

Увы, ровно наоборот. Для того, чтобы дать верный ответ не надо иметь представление о математике. Надо иметь представление о математиках. Причем свободное, не предвзятое. Вот у Вас его, по идее, быть не должно - Вы смотрите на все это "изнутри".

Зато, несмотря на то, что математика сама по себе не способствует ничему, я знаю многих математиков, которые сами прекрасно тянутся к каким-то хорошим областям. Скажем, к классической музыке или литературе. После вуза, конечно. Но я думаю это мало зависит от образования - больше от человека.

И еще. Конечно, и математика и физика в широком смысле являются очень важными элементами современной культуры (как подчеркивал, например, Р.Фейнман) - без их знания хотя бы на уровне основ человек тоже не может считаться в полной степени культурным. Однако, знание только их вообще не делает человека таковым. Просто так как сложились такие профессии, создалась и такая специфическая квазикультура. И это практически осознанно - чтобы иметь хорошее физ-мат образование и при этом быть развитым в других отношениях надо потратить лет 10 на одно только образование, что мало кто себе может позволить. В общем, это такой своеобразный бодибилдинг - вроде как что-то дает, но поговорить все равно не о чем :)
>Для того, чтобы дать верный ответ не надо иметь представление о математике. Надо иметь представление о математиках.

Чтобы дать верный ответ о принадлежности
музыки к культуре не надо иметь представления
о музыке, а надо иметь представление о музыкантах?
Интересно, а какое же определение культуры
всё-таки здесь используется?

>Надо иметь представление о математиках. Причем свободное, не предвзятое. Вот у Вас его, по идее, быть не должно - Вы смотрите на все это "изнутри".

Я боюсь, что только математики имеют хоть какое-то
представление о математиках.
Остальные люди в лучшем случае знакомы с одним-двумя математиками,
и вряд ли могут претендовать на обладание хоть сколько-нибудь полной картиной.
Так что придётся довольствоваться мнением математиков,
ибо другого релевантного мнения попросту нет.

>несмотря на то, что математика сама по себе не способствует ничему

Кто вам сказал такую глупость?
Математика очень много чему способствует.
Вот пример из жизни: неделю назад я был на серии
спектаклей, написанных профессиональными писателями
на основе своих впечатлений от популярных лекций
по теории узлов.

>знаю многих математиков, которые сами прекрасно тянутся к каким-то хорошим областям

Математика — сама по себе хорошая область.
Есть много математиков, которые тянутся
к классической музыке, живописи и так далее.
Но я что-то вижу мало музыкантов или художников,
которые тянулись бы к математике.
Что говорит не в пользу последних.
Да, забыл совсем про эту ветку, извините. Мне есть, что ответить по всем пунктам, естественно. Но продолжать я не вижу смысла - просто разругаемся при таких темпах. Пусть каждый останется при своем мнении мирным путем, чем будет тот же результат "не мирным".