JC

Система образования

Давно я ничего не писал. Первый выпуск ПОЦ всё верстается, и на это уходит все время отведенное на ЖЖ.

Я посмотрел на то как мучаются наши студенты и у меня возникли естественные вопросы. Например, почему в нашей стране настолько жесткая система курсов? Ну понятно, что существует стандарт согласно которому на такую-то специальность надо прослушать такие-то курсы, но почему без вариантов? На самом деле система совершенно непонятна и даже более того - просто глупа.

На мой взгляд стоит резко уменьшить количество обязательных курсов, которое по реальным потребностям не так уж велико - тут отчасти работает та идея, что "надо загрузить студентов чем-то в течении 5-6 лет". Идеальная система высшего образования должна работать следующим образом - человек выбирает вуз, но не выбирает специальность. И где-то висит бумажка, что ему для получения такой-то специальности ему надо прослушать такой-то набор курсов + N любых дополнительных на выбор, для получения другой - другой набор обязательных + опять же N на выбор. Причем N должно быть не 1 или 2, а 10-20. При этом опять же срок обучения ограничивать не стоит - может кто-то прослушает и сдаст этот набор за 3 года, а кто-то долго будет выбирать специальность и слушать различные курсы, что растянется лет на 6-7. Как только сдал определенный набор - идешь в какое-нибудь административное подразделение и обмениваешь свой набор на диплом.
В общем некая свободная система. Относительно, конечно. Но она позволила бы избежать многих неурядиц существующих в нынешнем образовании как-то насильное обучение, когда человек понимает, что выбрал "не то", но дороги назад в нашей системе практически нет, плохие преподаватели на какой-то кафедре и проч. и проч. Еще лучше было бы, конечно, если б один и тот же курс также читали несколько преподавателей.
Ну, это система западноевропейских университетов. И сразу вопрос: является ли специальность суммой курсов ( а "Арго" суммой досок)?
Я думаю, что является. И что сейчас по сути так и есть - есть сумма курсов и не более того. А больше, собственно, ничего быть и не может.
Начать надо с того, чтобы "Дисциплины по выбору" стали такими не только на бумаге :P.
Ну это они только в хреновых вузах только на бумаге :)
Кстати, даже на нашей кафедре они реально по выбору. Хотя их несколько меньше было, чем на бумаге, но все равно.
У нас пкока никакой свободы в "выборе".
Ну это может быть связано еще с тем, что у Вас кафедра только осваивает пока процесс обучения на старших курсах.
вы исходите из предположения, что студент реально хочет учиться и получать специальность. каков процент таких студентов в России?
у нас в РУДН на многих факультетах уже функционирует кредитная система с возможностью выбора многих курсов. в помощь студентам в их выборе курса и специализации организована тьюторская служба. но я совсем не уверена, что на деле такой тьютор может реально помочь студенту выбрать нужное ему направление для изучения. а сможет ли сам студент выбрать курс на выбор? насколько молодой 20-летний в среднем человек оседомлен о том, какие знания могут ему понадобиться и как ему разобраться в курсах ,какие из них стоить выбирать, а какие - чистой воды коммерческое начинание?
а если бы студент и правда был заинтересован в получении специальности, такая система давала бы действительно большую свободу и богатый выбор.
Я считаю, что пусть лучше студент выбирает в процессе обучения, когда он потихоньку начинает понимать что и зачем ему нужно, чем сделает выбор в 17 лет, когда он точно ни о чем подобном не догадывается. Так хотя бы он сможет корректировать свое обучение с учетом сведений о преподавателях и прочее и прочее.

Тем более набор курсов для получения той или иной специальности будет жестко фиксирован. Так что здесь такой проблемы не возникнет.
В целом согласен..
Попутный вопрос. Как сделать так, чтобы что-то такое свершилось?

пара собственно комметариев

"При этом опять же срок обучения ограничивать не стоит - может кто-то прослушает и сдаст этот набор за 3 года, а кто-то долго будет выбирать специальность и слушать различные курсы, что растянется лет на 6-7"
- Это особенно актуально при том, что многие финансируют учёбу, работая, что в современном состоянии системы часто ведёт к выхолащиванию учебного процесса.
Слышал о немецком методе: срок жестко не ограничен, но начиная ч определённой длительности взымают постепенно возрастающую плату.

"Как только сдал определенный набор - идешь в какое-нибудь административное подразделение и обмениваешь свой набор на диплом."
Ну это уж слишком "либерально". Но вполне можно вообразить постепенное "схождение" процесса при консультациях с администрацией.
Я думаю, что в такой отсталой стране как Россия, такое либо вообще никогда не случится, либо когда нас всех в живых уже не будет. Поэтому не уверен, что стоит терять силы на размышления над этим вопросом :)
Очень здравая мысль.

"Слышал о немецком методе: срок жестко не ограничен, но начиная с определённой длительности взымают постепенно возрастающую плату."
Тоже неплохо.
не давно была поездка 50 сотрудников, преподов инста, в Германию.
Там действует такая система. Обучение бесплатное, есть определенные рамки когда надо закрыть сессию. И самое интересное пересдача только в следующим году %)
Да, вот про пересдачу это, безусловно САМОЕ интересное :)