Joda

Размышления профессора физтеха

Вчера мне на глаза попалась статья "Записки русского физика", которая была из журнала "За науку", который ассоциируется с МФТИ (который, кстати, тоже, один из 12 вузов стал Национальным исслеодвательским университетом - впрочем, кто бы сомневался). Вчера поздно вечером сайт журнала не работал, но сейчас я на него смог выйти. Суть такая - некий профессор МФТИ ездил в США по нескольким ВУЗам и делится своими впечатлениями (точная ссылка - журнал "За науку", осень 2007, стр. 10). Всю статью Вы можете прочитать на соответствующем сайте. Я же буду приводить только цитаты.
 

Многие преподаватели МФТИ справедливо говорят, что высокий уровень знаний наших студентов сохраняется. Я тоже это подтверждаю. Но им сложно будет добиться высоких научных результатов, потому что для молодых сейчас нет глобальных задач, которые решались раньше и на которых быстро росли ученые. Например, академик Гуляев прославился уже в 24 года, предложив использовать акустические волны. Ландау, Эйнштейн, Дирак - все они получали свои главные результаты еще в молодом возрасте. А сейчас среди 40-летних ученых есть гении такого же уровня? Риторический вопрос... Физика — это экспериментальная наука, и от математики отличается именно своим физическим смыслом. А к нему не приходят с математическими задачами. Для этого нужен адекватный язык, и компьютер пока им не стал. Подводный камень может быть даже в решении квадратного уравнения. Два корня рядом, так близко, что разность двух больших чисел выходит за точность последнего знака, вот вы и ошиблись, используя стандартную формулу.

 

В Корнельском Университете, где я прочитал две лекции, меня попросили не углубляться в общую теорию относительности, поскольку американские аспиранты ее не знают. И это в университете, где были выполнены многие фундаментальные работы по ОТО, написаны ключевые учебники!

 


Абзацы про бессмысленное и бесполезное восхваление физтеха я пропущу - все равно этому верить вряд ли стоит. Так что продолжим дальше.

Один академик жаловался недавно: «От меня все требуют: дайте нам задачу. Да если б я знал задачу, то сам бы ее решал!»
Уйдет поколение ныне действующих ученых, им будет реальная замена? Говорят, все проблемы из-за того, что студентам и аспирантам негде жить, а у преподавателей маленькая зарплата…
Но это вторично.
Кризис физики как фундаментальной науки связан с отсутствием видимых прикладных перспектив, требующих фундаментальных, а не технологических разработок (термояд, энергетика в широком смысле, оружие). В течение жизни всего одного поколения физика из академической науки превратилась в движущую силу, а потом вдруг стала никому не нужна. Не только в России, но и во всем мире.

Ну и кое-что о современных математических пакетах
Была некая задачка в астрофизике, и все решали ее с помощью программы Mathematica. Однако при этом использовался один табличный интеграл, который в этой программе был определен неверно. Хорошо еще, что кто-то посчитал-таки вручную и понял, где ошибка. Компьютер — это ручка, с помощью которой вы пишите. Но если вы ничего не умеете, не понимаете, компьютер не поможет. Атом водорода вы еще сможете посчитать, а вот атом сложного вещества — уже нет.
  • Current Location: Дома
  • Current Mood: worried еще одна грустная статья
Совершенно верно - компьютер это инструмент, которым нужно уметь пользоваться.
А периоды "спада" ранее бывали, или всегда на одном дыхании?
Ну, по-моему, последний спад такого уровня был примерно сто лет назад (точнее чуть побольше).
Т.е. тогда, как и сейчас, на первый план вышли прикладные и инженерные направления, одним из ярких представителей которых были Тесла, Дизель и прочие ученые-изобретатели? Мне, кстати, всегда было интересно, а в какую "научную нишу" официально помещают Николу Теслу - в теоретики или практики, или "2 в 1"? Про него и его работы альты столько сказок напридумывали... (но я не умаляю его заслуг перед человечеством)
Ну не знаю. По-моему вокруг него ходит столько баек, что мне лично удобнее все это считать лженаукой и байками из склепа. Просто, чтобы не разбираться.
Да, баек очень много - вернее, результаты экспериментов превращены в байки. Но как изобретатель генератора переменного тока он заслуживает уважения, мне кажется. А вся наша цивилизация в 99,9% случаев так или иначе использует эти генераторы при получении энергии - прямо или косвенно. Он создал нашу цивилизацию такой, какая она есть.
Компьютер — это ручка (c)

Вот именно. Как же бесит, что большинство этих академиков и им подобным не умеют писать нормальным почерком...
Мой руководитель - 73-летний академик, который меня же учил работать в матпакетах и пользуется всем этим покруче молодняка.

А у вас в районе ФН-4 академиков вроде бы отродясь не водилось - откуда ж дровишки? А что такое "им подобные" вообще загадка века.
Я нарочно язвительно сказал, так как немного наболело. Разумеется, есть исключения. Академики седовало взять в ковычки - я просто имел в виду старшое поколение ученых. Но дело ведь не в маткпакетах. А просто в умении юзать компьютер. Нормально юзать, не тупя. Уметь "тыкаться" нормально. И т. д. Это довльно сложно описать, но я думаю идея ясна.
Идея-то ясна. Весь парадокс в том, что обычно хорошие ученые неплохо юзают компьютер (а учитывая их возраст им можно сделать серьезную скидку - непросто осваивать совершенно новую технику, когда тебе уже за 50 лет), а вот лентяи - плохо. Уж сколько я примеров навидался в подтверждение этой теории. Просто привыкли ничего не делать, а осваивать компьютер - тоже работа. Это обычно преподы бауманки такие)))
На самом деле на ФН4 есть нормальные в этом плане мужички. Макаров А. М., например, невероятно жестко задрачивает Maple :D. Винтайкин Б. Е. помешан тоже на всяких новых технологиях и при виде ноута всегда бежит спрашивать, что за модель и т. д. А еще он вечно наровил синуть свои лекции с телефона на телефон по bluetooth и любил повтирить про Origin :). Ну и мой руководитель Иванов (он совместитель правда) тоже ничего шарит, тем паче для своего возраста. Но ему его специализация того требует.

Разница навеное просто к пооходу к использованию. Старшие все делают как-то по алгоритму. Как будто сначало прочли гигантский мануал, а потом мучительно вспоминают какая же последовательность действий. А молодняк не моится и просто "прокликивает" путь к решению, иногда гугля необходимое.
Дурацкая статья. Похоже на какую-то "заказуху" в пользу физтеха. Вот например:
"В Корнельском Университете, где я прочитал две лекции, меня попросили не углубляться в общую теорию относительности, поскольку американские аспиранты ее не знают. И это в университете, где были выполнены многие фундаментальные работы по ОТО, написаны ключевые учебники!"

Совершенно неясен контекст. Вот приедет на ФН препод и ему скажут: "Не углубляйтесь в конструкторские и инженерные детали, студенты их могут не понять". И препод отпишется в статье про МГТУ: "И это в якобы лучшем инженерном ВУЗе!" Также и тут. Кому он лекции читал? Каким аспирантам? И так далее.

На счет кризиса физики мне конечо сложно судить. Но по-моему есть люди, которые доковыривают старые темы, есть наоборот товарищи, которые "теорию всего" ищут. Есть и те, кто прикладные задачи решает по заказу. Так что лично мне пока не кажется, что есть какой-то застой. Смена направления - быть может.
Насчет заказухи - не знаю. Все преподы (и также многие студенты под воздействием аналогичной лапши)имеют тенденцию хвалить то место, где они работают.

На самом деле какой-то кризис и правда чувствуется. Вроде бы приходится темы выковыривать. Почти как из пальца высасывать. Но это, конечно, не мне судить. Просто мне так кажется.
Ну вообще мой руководитель тоже любит иногда сказать, что "не в тот век вы, ребятки, родились". Решать что-то глобальное сейчас можно, видимо, либо на квантовом уровне, либо на космическом. Любо объеденяя оба :).

ЗЫ с третьего раза запостил куда надо :)