Boris Balkan s

К вопросу о массовом образовании

За последние десятилетия наша страна уверенно перешла на рельсы массового высшего образования, когда практически каждый выпускник школы может его получить в каком-то виде. Естественно, что тут же назрело большое число проблем, наиболее очевидные из которых следующие: резкое падение качества образования, полная деградация системы высшего образования, отношение к образованию и к работающим в этой сфере как к чему-то само собой разумеющемуся. Все это приводит к упадку высших учебных заведений.
Проблема массового образования, а есть все основания считать, что это именно проблема, по-видимому, имеет ряд подходов к решению.
Один из подходов, уже весьма традиционный для стран Европы - разделение на бакалавриат и магистратуру. В бакалавриате учим всех подряд - грамотных и неграмотных, а в магистратуру идут не более 15-20% показавших себя с лучшей стороны. В этот подход, однако, верится с трудом, поскольку в оставшиеся 2 года реально дать какое-то образование просто невозможно, не говоря уже о том, что нельзя за предыдущие 4 года сформировать хороший фундамент, если обучать всех подряд.
Второй подход - сократить число вузов так, чтобы в них могло поместиться не более 15% от школьного выпуска каждого года. Это означает по сути уничтожение массового образования. Похоже, что по этому пути ни одна страна еще не ходила и вряд ли пойдет. Россию это тоже касается. Все эти красивые разговоры о том, что у нас развелось много вузов, которые дают некачественное образование, не более чем популистический финт ушами. У нас все вузы дают некачественное образование, просто некоторые уже за гранью, но большого значения это не имеет.
Третий подход - оставить текущую ситуацию так как есть, наплевать на все вузы и создать пару-тройку действительно элитных университетов, которые радикально отличаются по своим программам и дают серьезное образование. При этом, по-видимому, нельзя построить элитный университет на базе текущих больших вузов, ставших за последнее время отстойниками - МГУ, СПбГУ, Бауманки, питерского политеха и прочих, поскольку это все равно, что лечить больного в последней стадии рака. Может быть и получится, но вероятнее всего нет. Поэтому нужно такие вещи создавать с нуля и очень серьезно озаботиться, чтобы не лопухнуться и не сделать обычный массовый вуз или что-то еще хуже, вроде очередного заведения для блатных деток, которым это образование совершенно ни к чему.
Кроме всего вышеперечисленного, можно ввести финансовый барьер - сделать образование полностью платным. Тогда оно тоже перестанет быть таким массовым, но что из этого выйдет сказать трудно. Естественно, что это все должно идти рядом с доступным образовательным кредитом. Есть такое мнение, что образование должно быть обязательно платным, чтобы быть качественным, при этом все стрелки показывают в сторону США.
У нас для качественного высшего образования не хватает одной простой вещи: спроса на качественно образованных людей. В итоге большинство абитуриентов вполне логично начинают изучение вуза не с вопроса "что я здесь узнаю", а с вопроса "насколько хорошие у меня потом шансы устроиться менеджером по продажам". И любой вновь создаваемый вуз, если захочет привлечь абитуриентов вместе с их деньгами за обучение вынужден будет готовить в основном менеджеров. Я вот вчера видел рекламу университета гражданской авиации (тоже кстати одна из причин деградации высшего образования - всё подряд стало университетами), так там говорится исключительно о наборе на юриспруденцию и пиар, про факультеты, связанные собственно с авиацией, вообще ни слова..
Согласен. Огромную роль играют как отсутствие мотивации со стороны студентов, так и отсутствие достойных предложений со стороны "заказчика".
Со спросом плохо, да. Вернее, он может и есть, но он весьма слабо подкреплен финансово. Причем, спрос этот есть на те самые 10-15% как максимум. Мне кажется, что так или иначе нужно крутиться вокруг этой цифры, когда разговор идет об образовании.
Кстати да, насчет статусов университетов. Там ведь есть разные градации типа "технический университет", "такой-то университет". А есть просто "государственный университет". Последние статусы я знаю имеют МФТИ и МИФИ. Правда, что это дает я не знаю.
элитное должно быть бесплатным, но никакого блата ни для преподов, ни для студентов
и да, с нуля, в чистом поле, 3-5 на россию
будь у меня блат, я бы туда и бесплатно не пошла... это мертворожденная туфта
негативной коннотации, элитные заведения должны избегать с самого начала
А текущая ситуация ничего другого родить не может. Как говорится - "по определению". А вот загномить работающее, но не вписывающееся "в рамки" - пожалуйста.

Про ситуацию с Новосибирской ФМШ слышали? А до этого аналогичные (в смысле "закрыть и запретить") ситуации были с музыкальными школами.
Давайте вместе. ;) Но о чем-нибудь более приятном, чем радужные перспективы нашего высшего образования ((
третий подход - это ведь, опять же, крупные и смелые реформы, на которые, опять же, кто теперь способен?..
С одной стороны - несомненно. С другой этот подход хорош тем, что текущие вузы никто трогать не будет и это не вызовет массовых протестов (в отличие от второго и четвертого подходов). Нужно просто тихо что-то лепить в сторонке. Другое дело, что у чинуш, которые бы могли этим заниматься, на мой взгляд, просто мозгов не хватит это все организовать так, чтобы было все правильно.
Ну, в текущей ситуации самым разумным из представленных является, конечно же, третий вариант.
Однако, я бы несколько видоизменил его. Всё-таки кроме нескольких варинатов чисто с нуля стоило бы попробовать создать на основе имеющиегося задела более-менее серьёзного ВУЗа, вроде МГУ или что-то типа того.
Попробовать можно всё, но боюсь, что это будет пустым вливанием финансов и наделением недостойных людей незаслуженным почетом. Есть какие-то серьезные основания ставить на МГУ? Лично у меня в последние годы весьма печальный опыт. Выпускники ничего не знают и не умеют, зато пальцы гнут будь здоров. Страшнее то, что я знаю ряд преподавателей оттуда, которые там далеко не последние места занимают. Вот это пугает гораздо больше, чем выпускники.
Ну, знаете, как говорится - "волков бояться - в лес не ходить" © народ
Согласен, МГУ уже далеко не торт, совсем не торт. Сам лично знаю выпускника МГУ, который только ручками по чужим формулам, сам ничего не в состоянии вывести, а тем более осознать.
Но, с другой стороны, "лучшее - враг хорошего © народ
Сами понимаете, что совсем не гаратированно, что с нуля проекты современных университетов будут реализовывать уже достойные люди с заслуженным почетом.
А так хотя бы будет шанс, что удастся поднять старый универ (кстати, не обязательно МГУ), хорошие кадры из которого, кстати, смогут послужить основой высококачественного ППС в новом же университете.

Edited at 2012-09-18 05:42 am (UTC)
Ну не знаю. Есть тут, все-таки, определенные сомнения. В частности, про лечение больных в последней стадии рака. Больной может и был талантлив (хотя смотря в каких местах), но лечение будет стоить немалых денег и совершенно непонятно, даст ли оно эффект. Вероятнее всего не даст. Или нужно будет всех разогнать, но это уже будет не МГУ тогда.
"...и совершенно непонятно, даст ли оно эффект. Вероятнее всего не даст." - Риски, они присутствуют всегда. А вот хороший консилиум по поводу метода лечения "больного" может показать насколько сложна ситуация и стоит ли овчинка выделки.
Консилиум-то он может показать всё что угодно. Я тут выражаю исключительно свое личное мнение по этому вопросу. И оно таково, что сумлеваюсь я.