?

Log in

No account? Create an account
oculus01

0culus


Страшные аналитические сказки

...о науке и образовании в России


Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
К вопросу о сокращении бюджетных мест в вузах
AH Lect
0culus
Давно я здесь не появлялся. Как-то очень много дел в последнее время. Не могу сказать, что это плохо.

Уже довольно давно (по меркам интернета) обсуждалась идея нового министра образования и науки Д.Ливанова о сокращении бюджетных мест в вузах, которую он, правда, высказал до назначения на пост. В связи с этим я выслушал море различных спекуляций от разных людей. По сути, как я понимаю, такой идеи официально Ливановым как министром не высказывалось. Вот такая прелюдия.
По существу идеи, если она заключается в сокращении мест в пользу увеличения финансирования, то это идея мне по душе. И дело тут в следующем. В первую очередь уровень студентов, обучающихся в вузе за последние примерно пять-шесть лет, упал просто катастрофически. До вузов дошла демографическая волна начала девяностых. А это значит, что упал и конкурс, ухудшилось качество отбора, да еще на этом фоне все экзамены заменил ЕГЭ. Сказать к слову, если б его не было, ситуация бы не была другой, поскольку вузам все равно пришлось бы добирать народ на свои пустующие бюджетные места. Это касается в первую очередь инженерных вузов, где мест много, а спроса как среди работодателей, так и среди желающих получить образование, нет. Тут уже даже и преподаватели расслабились. Впрочем, многие из них расслабились еще лет 15 назад, когда стало понятно, что платить здесь уже не будут. Отсюда падение не только уровня студентов, но объективного качества образования.

Все уже, наверное, давно заметили, что у нас в стране сейчас повальное высшее образование. В то время как просто выпускники школ никому и даром не нужны. Успешно уничтожено среднее специальное образование. На большинстве предприятий нет рабочих. Такая ситуация может реализоваться, если страна уже развитая и у коренного населения выросли запросы - это раз, и есть кому работать на такой работе - это два. У нас страна находится в зачаточном состоянии, ей просто не нужно такая удельная доля кровопийц специалистов с высшим образованием в общей массе рабочего класса. Кроме вышеперечисленных недостатков, это ведет к обесцениванию высшего образования, снижению его общего уровня и т.д. Что очень хорошо демонстрируют последние два десятилетия.
Кстати, все эти состояния, и это касается не только образования, но также и науки и промышленности, лишь оттого, что ума не хватило вовремя все эти отрасли сократить (с умом, конечно). В результате все это кормилось (если то финансирование вообще можно так назвать) и влачило свое жалкое существования вплоть до полного развала. До некоторых никак не доходит, что суммарное финансирование и удельное финансирование - вещи принципиально разные. Когда российская наука чуть-чуть высунулась из дерьма? Когда появились более или менее большие гранты, то есть некоторые коллективы стали финансироваться. То есть финансировать стали не всех равномерно, а только определенных. Это один вариант, который подходит для творческих коллективов. Если речь о штамповке кадров, то здесь вопрос упирается во всеобщее финансирование.
Можно возразить, что падение уровня связано с тем состоянием, в которое наше государство загнало высшее образование. И по этому поводу все преподаватели разбежались кто куда. Отчасти это так. Но я наблюдал прекрасные кафедры, где за этот период ушло крайне мало людей (буквально 3-4 человека за 1990-2005 гг., причем не самых сильных). Там переживалось несколько упрощений программ, потому что студенты становились все слабее и уже ничего не могли потянуть, реструктуризация планов, дабы убрать оттуда дисциплины, которые вообще никак не осваивались. Увы, дело тут не в состоянии образования (которое тоже весьма и весьма печально - по телевизору вещают про среднюю зарплату преподавателей в 30-40 тысяч, в то время как реальные цифры 10-15 в лучшем случае, если ты не полный профессор, конечно), а в состоянии студенческой массы, уровень которой неизменно падает. Вряд ли сокращение бюджетных мест хоть сколько-нибудь решит эту проблему, поскольку она чрезвычайно многогранна - тут и плохой уровень среднего образования и "подушевое" финансирование вузов, и низкая зарплата, и устаревшее оборудование и проч. и проч. Но в социальном плане это хороший шаг, если эти деньги действительно вернутся в образование, а не просто будут разворованы. Поскольку речь идет о России, в последнем весьма трудно разубедиться. В России вообще любая хорошая идея почти всегда реализовывается так, что она становится хуже самой плохой. А реализация острых и спорных идей, как та, о которой я сегодня писал, это вообще смерть.


  • 1
Конечно, проблема многогранна и с одного боку её можно не решить, а даже усугубить.
В контексте повального высшего образования замкнулся порочный круг -- таковое стало нужно уже потому что и работодатель разбалован.
Кстати, эта "повальность" -- отнюдь не только российская проблема. Во Франции, например, на неё тоже многие пеняют, хотя не без местных особенностей.

О "численном выражении", попалась на глаза вот такая статья
http://www.nytimes.com/2012/04/02/world/europe/02iht-educlede02.html

  • 1